Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт считается во многих странах мира, в том числе — и в нашей — одним из главных средств перевозки различных грузов. По статистике, в РФ до 80% перевозок товаров осуществляется именно с помощью поездов.
Этому есть ряд причин: данный способ доставки отличается надежностью, хорошими показателями скорости, удобством (благодаря отлаженной системе обслуживания транспорта в нашей стране). Немаловажно и то, что цена транспортной услуги получается гораздо более низкой, чем в случае использования других видов перевозок.
Для обеспечения нормального функционирования железных дорог во время транспортировки по ним грузов был создан целый ряд законов разных уровней, в текстах которых приведены правила проведения ЖД-перевозок. Нормы существуют для каждого из имеющихся типов грузов и операций с ними.
При выборе транспортного средства, с помощью которого необходимо совершить грузоперевозку, следует учитывать сразу несколько факторов: вид и ценность груза, его параметры и габариты, а также расстояние от точки отправки до точки прибытия. [7]
Если геоположение многих стран диктует использование автомобильной техники, то в России хорошо развит трафик железнодорожного транспорта. Основная доля грузов, в особенности при перемещении на большие расстояния или при международном сообщении, переправляется именно посредством ж/д-путей. При этом важно обеспечивать сохранность грузов. Несохранные перевозки приводят не только к материальному ущербу от потери грузов, но и к загрязнению окружающей среды, и, в частности, железнодорожного пути. Загрязнение путей нарушает надежную работу рельсовых цепей и автоблокировки, а также создает антисанитарные условия для перевозки грузов.
Именно это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является анализ брака грузовых перевозок на примере компании ОАО «РЖД».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные преимущества перевозок железнодорожным транспортом;
- проанализировать особенности перевозок железнодорожным транспортом;
- изучить документы, регламентирующие перевозку грузов железнодорожным транспортом;
- дать общую характеристику деятельности компании ОАО «РЖД»;
- провести анализ брака перевозок в компании ОАО «РЖД».
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовой документации по теме курсовой работы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- теоретический анализ и синтез;
- классификация.
Научная новизна курсовой работы состоит в теоретико-методологическом обосновании авторской концепции особенностей перевозки железнодорожным транспортом, включая ее стратегическую составляющую, связанную с перевозками в направлении «Восток-Запад».
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Во введение рассмотрена актуальность выбранной темы, приведены цель и задачи курсового исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы перевозок грузов железнодорожным транспортом, проводится анализ, документов, регламентирующих перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Во второй главе приводится анализ брака грузовых перевозок на примере компании ОАО «РЖД».
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию корпоративного управления в компании ОАО «РЖД».
В заключении приведены основные итого работы.
В списке использованной литературы указаны учебники и учебные пособие, являющиеся теоретической базой для написания работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
1.1 Основные преимущества перевозок железнодорожным транспортом
Доставка ценного груза — процесс, который сложно организовать. Нужно учесть много факторов, которые обеспечат сохранность, безопасность пересылки. Придется проанализировать расстояние, габариты, вес, возможность погрузки специальной техникой.
Важная задача — выбор транспорта, который может преодолеть много километров, защитит груз от климатических условий. Он должен быть недорогим, а трассы для него располагаться повсеместно, чтобы легко выстроить логистическую цепочку. [5]
Всем этим характеристикам отвечают железнодорожные составы.
Услуга железнодорожных перевозок грузов остается востребованной по многим причинам, представленным в таблице 1.
Таблица 1 – Преимущества перевозок грузов железнодорожным транспортом
1.2 Особенности перевозок железнодорожным транспортом, исключающие возникновение брака
Общие правила перевозки груза железнодорожным транспортом касаются всех без исключения рейсов и работы с любыми грузами. Согласно им, тип вагона, способ его подготовки, оснащения, обслуживания выбираются исходя из вида груза. Товар должным образом упаковывается и маркируется, в том числе — силами самого заказчика услуги.
Существуют четкие правила для перевозки, а также правила для сопровождения груза, для его погрузки и разгрузки. Их устанавливают в зависимости от пункта конечного назначения (перевозка в пределах страны или же международное сообщение) и от категории грузов. Разрабатываются и утверждаются они Министерством путей сообщения РФ.
Мелкая отправка — это партия груза, которую предъявляют по одной транспортной ЖД накладной. Для ее транспортировки не обязательно предоставление отдельного контейнера или вагона. [9]
Предъявляемое количество груза к транспортировке мелкой отправкой по объему не может превысить половины от вместимости контейнера, крытого вагона, либо половины от площади пола платформы четырехосной, полувагона.
Общий вес груза мелкой отправкой должен быть не меньше 20 кг, но не больше 20 тонн. Одно грузовое место может быть массой (не пакетированное и пакетированное, размещаемое на поддоне):
- не меньше 20 кг и не больше 1500 кг для груза, перевозимого в крытом вагоне;
- не меньше 1500 кг, но не больше 10 тонн для груза, перевозимого в подвижном составе открытого типа;
- не меньше 20 кг, но не больше 1500 кг для груза, транспортируемого в крупнотоннажном универсальном контейнере;
- в среднетоннажном универсальном контейнере — от 20 до 1000 килограмм.
Перед транспортировкой необходимы подготовительные мероприятия:
- товар должен быть просушен и отсортирован;
- температура должна быть стабилизирована (важно для скоропортящихся продуктов);
- важна проверка упаковки и маркировки;
- контрольные надзорные органы должны провести осмотр.
Железная дорога обязана предоставлять клиентам хорошо подготовленные, исправные и очищенные вагоны нужного им типа, содержать в порядке и целостности пути, предоставлять полные данные о их наличии и состоянии. [2]
Также организация несет ответственность за соблюдение сроков поставок. Отношения между ней и клиентами фиксируются в официальных договорах.
Традиционно проводится перевозка опасных грузов ЖД транспортом. Такими грузами считаются те, что при возникновении аварий или ЧС могут серьезно навредить людям и экологической ситуации на местности вокруг.
В эту категорию входят не только многие химические, взрывчатые вещества, загрязенные отходы, но и легко загорающиеся грузы — сено, древесина и т.д. При использовании ЖД-транспорта для их перевозки важно:
- предварительно упаковывать и размещать грузы специальным образом, чтобы предотвратить их контакт с другими товарами и действие на них нежелательных температур, перепадов тепла и холода;
- строго соблюдать прописанный в правилах скоростной режим;
- составлять маршрут так, чтобы он не проходит мимо крупных городов, хозяйственных угодий, охраняемых природных зон. [9]
Для грузов, предъявляемых к перевозке, необходимо соответствие условиям заявки на транспортировку. К утвержденным требованиям к перевозкам относятся:
- скорость транспортировки;
- присутствие сопровождения;
- исполнение технических норм;
- опломбировка вагонов.
1.3 Документы, регламентирующие перевозку грузов железнодорожным транспортом
Важнейшими правовыми актами, регламентирующими работу с грузами на железных дорогах РФ, являются Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в последних действующих редакциях. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее Устав) от 10 января 2003 г., вступил в силу с 18 мая 2003 г.
Закрепленные в Уставе нормы основываются на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о естественных монополиях, Закона о защите прав потребителей и других федеральных законах и международных договорах, действующих в области железнодорожного транспорта. [16]
Устав содержит только основные условия перевозок грузов, пассажиров и грузобагажа. Предусмотреть все многообразие конкретных условий и особенностей перевозок он не может. Поэтому в его развитие принимаются правительственные и ведомственные акты, детально регламентирующие все стороны перевозки грузов и пассажиров.
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом — нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с Уставом и содержащий условия перевозки грузов с учетом их особенностей в целях обеспечения безопасности движения, сохранности грузов и подвижного состава, а также экологической безопасности. Правила перевозок грузов расширяют, дополняют и конкретизируют положения Устава и подробно устанавливают:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2012-824 с.
3) Белкин М.В. Организация и нормирование труда: Учебное пособие для бакалавров направления «Экономика» и «Управление персоналом». – М.: МГУПС (МИИТ), 2014 – 63 с.
4) Бородина В.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие/В.В. Бородина. — М.: 2018. – 241с
5) Бухгалтерское дело: учебное пособие. Изд. с обновлениями / под ред. проф. Р.Б. Шахбанова. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2017. – 315с.
6) Бычкова А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2015. – 200 с.
7) Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 292 с.
8) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». –М.: МИИТ, 2016. – 242 с.
9) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
10) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
11) Ивано-Швец Л.Н. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2014. – 200 с.
12) Костенко, Е. П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 606 с.
13) Кравченко А.И. История менеджмента: учебник/А.И. Кравченко М.: Академ. Проект: Трикста, 2015. — 560 с.
14) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
15) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
16) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
17) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
18) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 120с.
19) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
20) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
21) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2017. – 124 с.
22) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
23) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2014. — 400 с:
24) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 432 с.
25) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования/ Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 160 с.
26) Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / П.Экман — СПб.: Питер, 2015. — 334 с.
27) Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под.ред. Булатова А.С. — М.: Экономисть, 2016 — 896 с.